Навигация по сайтуНавигация по сайту

Любовь к свинине: как смертельный вирус перекинулся на людей

Душный воскресный вечер 1999 года. Доктор Кау Бин Чуа не обедал и не ужинал. У него просто не было на это времени. Чуа преследовал убийцу. Он надеялся, что наконец-таки выследил его.

Он аккуратно поместил стекло под линзу микроскопа, включил лампочку и заглянул в окуляр. «У меня по спине аж мурашки пробежали, - поделился в интервью NPR Чуа. – Стекло светилось ярко-зеленым светом, словно зеленый огонек».

В руках у ученого находился вирус, ранее неизвестный миру. И как Чуа вскоре узнал – самый опасный вирус.

На стекле было достаточно штаммов, чтобы убить всех в лаборатории.

Новый вирус, впоследствии названный Нипах, находится в списке вирусов, способных вызвать глобальную пандемию. Сюжет фильма «Заражение» 2011 года был основан на событиях, происходящих тогда на континенте.

Буквально в январе 2017 года правительства и филантропы вложили сотни миллионов долларов в проект, занимающийся разработкой вакцины от Нипаха, так как вирус представляет огромную опасность.

В 1999 году Нипах распространялся по всей Малайзии. А Чуа был единственным, кто знал о вирусе. Однако никто ему не верил. Чуа на тот момент был ещё магистрантом в Университете Малайя в Куала-Лумпуре. У него не было ни уверенности, ни авторитета.

«Я позвонил домой заведующему кафедрой и попросил прийти», - пояснил Чуа.

Однако профессор сказал ему завязывать с экспериментами и прекращать тратить свое время. Однако Чуа не послушал его. Вместо этого он взял образцы и отправился в США.

Жизнь в кошмаре

На юге от лаборатории, где экспериментировал Чуа, загадочная болезнь опустошала фермерский городок Нипах. Заболевание чем-то напоминало Эболу, однако оно атаковало мозг, а не кровеносные сосуды.

«Как будто Вы живете в ночном кошмаре, - поделился Томас Вон, занимавшийся в то время свиноводством. – Каждый день в газетах писали, что все больше людей умирает от эпидемии».

«Я потерял очень много друзей», - добавил Вон.

Болезнь распространялась стремительно. У молодых здоровых людей опухал мозг. Они не могли ходить или разговаривать.

«Они будто впадали в коматозное состояние, а некоторых парализовало», - рассказал доктор Тань, невролог из Университета Малайя, лечивший пациентов из деревни.

У некоторых людей было нечто, похожее на синдром «окружения» - они находились в сознании, но не могли двигаться.

Тань не мог ничем им помочь. Не было ни лекарства, ни терапии. Половина пациентов умирала.

«Мы понятия не имели, что происходило, - поделился Тань. – Это было просто ужасно».

Каждая третья семья в Малайзии понесла потери. А шансов на удержание болезни под контролем становилось все меньше. Она уже распространилась на несколько соседних штатов и пересекла границу – попала в Сингапур, где жили 4 миллиона людей.

Тем не менее правительство Малайзии убеждало людей не волноваться. Сообщалось, что болезнь распространяли комары, поэтому все было под контролем, ведь есть специальные спреи.

И Тань, и Чуа знали, что правительство ошибалось. И тому было одно свидетельство: ни один мусульманин не заразился.

Комарам все равно, какую религию Вы исповедуете.

«Если бы болезнь переносили комары, заразились бы представители всех конфессий», - объяснил Тань. Однако только китайское население Малайзии подверглось заражению, а именно: китайские свиноводы.

«Как известно, свинина – табу для мусульман», - пояснил Тань. В этом вопросе Чуа был солидарен с Танем: комары были ни при чем.

«Я пытался донести это людей, но никто мне не верил», - добавил Чуа. Тогда ему пришлось схитрить.

Он убедил профессора отправить его в лабораторию Центра по профилактике и контролю заболеваемости в Форт-Коллинс, штат Колорадо. Там ученые занимались исследованием заболеваний, передаваемых комарами. У них были мощные микроскопы, благодаря которым можно было определить тип вируса, вызвавший заражение.

Чуа завернул образцы вируса и поместил их в особую упаковку, которую взял с собой в ручном багаже.

«Это был крайний случай, - пояснил Чуа. – Надо было доставить образцы как можно быстрее».

Когда он поместил их под объектив микроскопа, ученого пробрала дрожь: «Как только я заглянул в окуляр, я понял, что это был парамиксовирус».

Данная группа вирусов переносится домашним скотом, а не комарами. Зачастую штаммы поражают легкие, поэтому они с легкостью передаются воздушно-капельным путем. Примером является корь – одна из самых заразных болезней в мире.

Чуа сразу же понял всю серьезность ситуации. Он быстро позвонил чиновникам Малайзии. «Оставьте комаров в покое, - прокричал он в трубку. – Болезнь передается от свиней».

Правительство прислушалось к словам Чуа. Однако то, что оно сделало, было просто ужасающим.

«Части малазийской армии были переброшены в деревню для крупнейшей в истории страны выбраковки скота, - писали тогда в газетах. – Почти миллион свиней скидывали в ямы и пристреливали».

Авалий Мунианди принимал в этом участие. Как он рассказал, это было отвратительное зрелище.

«Свиньи истошно кричали, а некоторые плакали, - добавил Мунианди, сотрудник ветеринарной службы Малайзии. – Их было очень жаль».

Однако это сработало. Правительству удалось остановить распространение болезни. Новый вирус-убийца исчез так же быстро, как и появился.

Однако возник вопрос: откуда он взялся у свиней?

Крупные свиноводческие фермы превратились в фабрики по производству вируса

Потребовалось почти десятилетие, чтобы это выяснить, однако в итоге ученые обнаружили, что свиньи заражались на протяжении многих лет. Они подхватили заразу от летучих мышей.

Однако вспышки были небольшими. Никто и не замечал.

«Раньше семьи присматривали лишь за небольшим количеством свиней», - пояснил Тань.

Затем в 80-х и 90-х в Малайзии случился экономический бум. Семьи стали жить лучше, могли позволить себе есть свинину несколько раз в неделю.

Фермеры изменили технологию: они держали свиней в более тесных помещениях и развивали промышленность. Они могли производить больше мяса с меньшим количеством ресурсов. Однако у всего есть своя цена: «Попав в организм свиней, вирус мог быстро размножаться», - объяснил Тань.

Когда на ферме тысячи свиней, у вируса есть, где разгуляться. Таким образом, ферма превращалась в вирусную фабрику. Вирус там распространялся подобно пожару. Затем перескакивал на другую ферму. И в конце концов, заражал людей.

«Люди изменили технологии выращивания свиней, а вместе с этим изменился способ распространения болезни, - сообщил Тань – Сельскохозяйственная индустриализация стала одной из причин, вызвавших вспышку эпидемии».

Такое не раз происходило в истории человечества. Когда мы изменяем способы взаимодействия с животными, мы даем волю новым болезням.

Например, когда тысячу лет назад люди начали выращивать коров и заниматься фермерством, они впервые узнали о такой болезни, как корь.

На данный момент мы находимся на новом этапе развития сельского хозяйства: промышленное ведение сельского хозяйства. Из-за этого появились новые штаммы болезней: метициллинрезистентный золотистый стафилококк (англ. MRSA), различные типы птичьего гриппа, свиной грипп и вирус Нипах.

Фермы в Малайзии стали чище. Фермеры стараются разбивать крупные хозяйства на более мелкие и изолировать свиней от людей и других животных. В результате Нипах больше их не беспокоит.

Однако по всей Азии начиная с 1999 года зарегистрировано около 16 вспышек заболевания – в Индии, Бангладеш и Филиппинах.

Имеются все признаки того, что вирус стал ещё опаснее. При вспышке в Малайзии частота смертельных исходов составила 40%, и заболевание не передавалось от человека к человеку. Однако недавно вирус унес жизни 70% заболевших, причем теперь люди могли заразиться не только от животных, но и от других людей.

«Мир так быстро меняется, - заключил Тань. – Иногда нам нужны ученые вроде Чуа, которые не боятся ставить под сомнение текущее положение вещей».

 

 

Опубликовано: 26.02.2017 в 13:10

Похожие статьи

Вперед Назад

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: